Что на самом деле происходит в отрасли


Третья конференция NFT.NYC прошла в Нью-Йорке. Это считается важным событием в короткой истории криптоиндустрии. Более года назад сенсация проекта Christie’s NTF NFT работала под псевдонимом Beeple (настоящее имя — Майк Винкельманн). USD 3 млн. Затем последовали еще несколько громких продаж — многие творцы и музеи начали экспериментировать с новыми направлениями в искусстве. Например, Hermitage продал несколько проектов из своей коллекции. Нью-Йоркская конференция, проходившая на Таймс-сквер, привлекла 15 000 человек, что более чем в три раза превышает прошлогодний показатель. Но эксперты говорят о крахе NFT-индустрии.
NFTs — разновидность криптовалютного токена, случай которого уникален, — достиг своего зенита в январе 2022 года. NFT. «Сообщество сделало мужественное лицо, чтобы показать оптимизм, но скептики хвастались: «Мы же вам говорили». В какой степени «лихорадка NFT» коснулась российского арт-рынка и есть ли спад в новой, еще не до конца понятной индустрии нашей страны?
— За короткую историю рынка арт-токенов мы прочитали много удивительных и вдохновляющих историй успеха. Были миллионы долларов от нескольких известных художников, возникновение различных фанатских сообществ «скучных обезьян», и, наконец, космогенное открытие НФТ на аукционе действительных «Сотовиса» и «Кристиса» — экспертов рынка «МК»,… Эксперт аукционного дома Владимира Богданова. — Многие считают, что если вы не решите этот вопрос сейчас, то останетесь кусать локоть, как те, кто переспал с «Биткойном» пять лет назад. В то же время ажиотаж вокруг Art-nft наблюдался почти за тысячи километров от нашей страны. Азиатские и американские покупатели добились погоды.
— Был ли наплыв НФТ в Россию?
— Только. Глобальный взрыв в искусстве нотариального заверения прошел. В Москве было много дискуссий, буря идей и незавершенных попыток вести бизнес. Наш аукционный дом тоже долгое время был убежден — давайте продадим НФТ. И мы почти боялись двигаться. Особенно потому, что у нас были регулярные успехи. Когда один из наших клиентов смог продать что-то на международном рынке. Но они были индивидуальными и не очень популярными. Никто не разбогател благодаря появлению Art-nft. Время шло, больших побед не было, я становился все более скептичным, а весной мне стало совсем неинтересно.


— Что происходит сейчас? Чувствовали ли вы крах индустрии NFT, о котором говорили в Нью-Йорке?
— Коллекционеры, которые понимают искусство, никогда не учились понимать NFT. А умные люди, которые находятся на одной волне с культурой NFT, так и не научились понимать искусство. Отсюда взаимное непонимание и недоверие. Экономные коллекционеры не могут понять, почему они должны платить десятки тысяч долларов за марки, которые включают в себя искусство, отличное от обертки жевательной резинки. Они знают, что сегодня в России на сумму, эквивалентную $10 000 — $20 000, картину может купить только один музей музейного уровня, Зверев, Немухин, Яковлев, Свешников и т.д. А вот «цифровая чепуха». Как и прежде, типы, собирающие дорогие коллекции NFT, не стесняются путать их с Моне и Мане. На самом деле, с коллекциями NFT вам не нужно ничего знать об искусстве. Существуют совершенно разные стандарты крутости и совершенно разные культуры и логики потребления. Существует небольшая накладка между NFT и реальным рынком искусства. Говорит больше. Если российский художник с небольшим именем выпускает NFT, интерес к его бонам может быть нулевым. Это происходит потому, что только в реальном мире имя, новаторство и открытие искусства очень важны. А для аудитории покупателей культовых произведений искусства его фамилия — ничто. И это не единственная проблема. Продажи по первому тарифу основываются на рынке перепродажи. Покупатель картины Оскара Рабина может быть уверен, что сможет перепродать ее в любое время с прибылью или без значительных потерь. На хороший стол, но по хорошей цене, всегда найдется не один покупатель. В NFT, однако, дело обстоит иначе. Там вы можете купить великолепный символ искусства примерно за $1000; через год вы не сможете перепродать его за $100. И возникает естественный кризис доверия, когда неосмотрительные покупатели НФТ начинают массово Для ее преодоления потребуется больше времени и ряд новых идей.
Искусствовед Инна Пуликова, эксперт Artique Market и научный сотрудник Государственного института искусствознания, согласна со своими коллегами: взрыв NFT закончился, но бренд не ушел полностью с арт-сцены.
— Взлет и падение рынка NFT, происходившие на наших глазах, напоминают историю почти десятилетней давности, когда идея «работы как альтернативного вида арт-активов» пришла в центр страны Арт-маркет «Инна Пуликова в Мк. -Айвазовский стол и булавки Фаберже. Мнение о том, что покупатели присутствуют всегда (то есть покупка — это хороший способ сэкономить), существует уже давно, но начало 2010-х годов стало попыткой привлечь на арт-рынок покупателей, далеких от искусства, но ищущих новые объекты для инвестиций. Множество презентаций, лекций и книг сделали рынок искусства более удобным, по крайней мере, на словах, покупку и продажу произведений искусства на инвестиционном и фондовом рынках. Потенциальные новые участники. Консультанты предлагали клиентам сформировать инвестиционные портфели консервативных активов («старые учителя») и высокорисковых, но потенциально высокодоходных активов (современное искусство). Идея была хорошей, и некоторые из этих новых покупателей, возможно, остались бы на рынке, но более вероятно, что их страсть к искусству была подлинной. Рынок искусства оказался сложнее, чем теория и расчеты инвестиций, и большого притока инвесторов не было. На мой взгляд, NFT — это еще одна попытка сблизить рынок искусства и сферу финансовых инвестиций и спекуляций, что в принципе может принести пользу всем участникам процесса. Какое отношение НФТ имеет к искусству? Ничего, кроме того, что произведения искусства могут быть указаны в купонах. Боны придают финансовым инструментам особую близость к искусству, мировым шедеврам, музейным коллекциям и художникам. Купон — это не произведение искусства, купленное коллекционером, который им восхищается, а рыночный носитель, своего рода цифровая «производная» произведения искусства, которая может работать на рынке. Да, идея NFT, связанная с современной более продвинутой технологией, выглядит прекрасно и обеспечивает немедленный выход на рынок для всех художников и музеев.
Мы много слышали о переполнении NFT на первичном рынке, но не так много известно о его успехе во вторичных продажах. Довольно многие НМТ просто согласовывали свои действия с основными покупателями, например, НМТ Эрмитажа, но это можно рассматривать как вежливый акт поддержки музея. В сентябре 2021 года Эрмитаж выставил на аукцион копию марки из коллекции НФТ, выручив 444 500 долларов США. На аукционе были проданы цифровые копии таблиц (включая личные подписи Михаила Парадловского): «Мадонна Ритта» Леонардо да Винчи; «Юдифь» Джорджоне; «Куст сирени» Винсента Ван Гога; и Композиция VI Василеканского, «Куст сирени» Клода Моне и «Уголок «Сад-огород» в Монжероне».
За успехом продажи произведений искусства на вторичном рынке стоит инфраструктура, которая функционировала на протяжении веков — не только сами художники, но и галереи, торговцы, искусствоведы, организаторы выставок, музеи, издатели, исследователи и коллекционеры. Это сообщество поддерживает и продвигает идею произведения искусства как вечной ценности, имеющей (неявный) спрос и ликвидность на рынке искусства. Появление НФТ дало дополнительные возможности художественному сообществу, но вместо того, чтобы остаться интересной формой эксперимента, оно ничего не изменило в принципе.
NFT (как рыночный инструмент) может быть основан исключительно на азарте участников рынка и оптимистичных прогнозах его постоянного успеха. Однако постоянный приток новых участников рынка может быть гарантирован только при систематической поддержке инфраструктуры (как на рынке АРТ). Более того, неуклонно растущие оценки АРТ-компаний основаны на той же самой поддержке, реальных компаниях, оценках оценочных агентств, рыночных условиях, истории бизнеса и истории успешных инвестиций.

