Как рассчитать EBITDA и для чего он используется


Содержание
- Зачем вам EBITDA?
- Как рассчитать EBITDA
- Что такое хорошая EBITDA
- Как увеличить EBITDA вашего бизнеса
- Что такое EBITDA: основные преимущества
- Что такое EBITDA: основные недостатки
- Часто задаваемые вопросы
Понимание, определение и применение EBITDA играет важную роль в раскрытии ценности бизнеса и максимизации вашей стратегии выхода. Объясним простыми словами, что такое EBITDA и как с ней работать.
Для чего нужна EBITDA
EBITDA представляет собой прибыль компании до вычета процентов по кредитам, налога на прибыль и амортизации основных нематериальных активов. EBITDA представляет собой фактическую прибыль компании без поправки на неоперационные факторы.
Этот финансовый индикатор широко используется с 1980-х годов для анализа корпоративного долга. На сегодняшний день не существует единой методики расчета EBITDA, поэтому в разных источниках можно найти разные данные.
Использование EBITDA важно для владельцев бизнеса по двум ключевым причинам: получить более четкое представление о деловой репутации и в то же время продемонстрировать ценность бизнеса потенциальным инвесторам и покупателям.
Этот показатель помогает анализировать и сравнивать прибыльность компаний и отраслей, сводя к минимуму влияние финансовых, государственных и бухгалтерских решений. Это дает более четкое представление о доходах компании. Инвесторы могут понять, например, стоит ли проводить слияние или поглощение конкурентом. EBITDA помогает аналитикам оценивать компании из разных стран с различной налоговой нагрузкой.
Более того, для собственника EBITDA является средством, с помощью которого компания может выплатить дивиденды акционерам или использовать их для погашения кредита.
Как рассчитать EBITDA
Теперь давайте посмотрим, как рассчитывается EBITDA. Есть два способа его расчета.
Более простой и достаточно надежный метод — нисходящий.
При этом основным источником доходов компании мы считаем операционную прибыль. Разница между EBITDA и операционной прибылью – это всего лишь начисленная амортизация, которую необходимо возместить.
Большим преимуществом данной методики является ее простота: при расчете EBITDA сложно ошибиться, поэтому руководству компании достаточно сложно обмануть акционеров.
Второй, восходящий, сложнее первого из-за увеличения количества параметров. Расчет основан на итоговой чистой прибыли компании, при этом статьи затрат подлежат возврату. Несовершенство этой формулы в том, что в ней учитываются разовые и разовые затраты, которые размывают аналитическую картину. Этот метод слабее предыдущего и оставляет место для манипулирования результатом расчета. Компании должны корректировать разовые и разовые затраты, отмечая измененные параметры в отчете.
Что такое хорошая EBITDA
Чтобы выяснить, является ли это «хорошим» числом или нет, вам сначала нужно рассчитать маржу EBITDA.
Формула маржи EBITDA выглядит следующим образом: маржа EBITDA = EBITDA / общая выручка.
При определении процента EBITDA от общего дохода компании эта маржа дает представление о том, сколько денежной прибыли компания получает за один год. Если у вашего бизнеса более высокая маржа, чем у другого, то вполне вероятно, что профессиональный покупатель увидит в вашем бизнесе больший потенциал роста.
Например, предположим, что компания «А» определила свою EBITDA на уровне 600 000. долларов, в то время как его общая выручка составляет 6 миллионов долларов. Это означает рентабельность по EBITDA в размере 10%.
В свою очередь, компания B имеет EBITDA более 750 тысяч злотых. долларов, а общие доходы составляют 9 миллионов долларов. Это означает, что, хотя компания B имеет более высокий показатель EBITDA, на самом деле она имеет более низкую маржу, чем компания A (8% против 10%). Поэтому потенциальный покупатель при оценке обеих компаний может увидеть в «А» больше перспектив, чем в «Б».


Таким образом, используя маржу EBITDA, инвестор, владелец или аналитик может увидеть, сколько денежных средств генерируется по отношению ко всем полученным доходам, и может использовать это в качестве ориентира при принятии решения о том, какой бизнес считать финансово эффективным.
Как увеличить EBITDA своего бизнеса
По мнению экспертов, есть несколько критических показателей, которые можно изменить, чтобы увеличить EBITDA компании и дать более точную картину ее стоимости. К ним относятся:
Доходы/расходы от ненужных активов — Например, если компания каждый год сдает загородный коттедж для отдыха сотрудникам, это расход, который покупатель может не оплачивать.
Заработная плата/бонусы владельца. Скорее всего, они будут выше, чем заработная плата других сотрудников, но не являются расходами, за которыми следует новый владелец.
Разовые сборы. Если владелец бизнеса потратил деньги на юридический спор или разовую маркетинговую кампанию, это не текущие расходы, которые должен оплачивать покупатель.
Ремонт / техническое обслуживание. Часто владельцы частного бизнеса классифицируют капитальные затраты как ремонт, чтобы минимизировать налоги, но в конечном итоге снижают его оценку, снижая историческую EBITDA.
Что такое EBITDA: основные преимущества
Как широко используемый показатель оценки бизнеса, EBITDA имеет значительные преимущества. С EBITDA исключаются бесполезные переменные, такие как процентные ставки, налоговые ставки и амортизация, которые уникальны для разных компаний; это то, что обеспечивает строгую иллюстрацию операционной деятельности компании.
Более того, по всем формулам, связанным с EBITDA, легко определить, насколько точны ваши финансы. А EBITDA считается более надежным показателем ее финансовой устойчивости.
Что такое EBITDA: основные недостатки
EBITDA позволяет быстро проанализировать совершенно разные бизнесы с разной налоговой нагрузкой. Однако исключение из расчетов ряда дополнительных бизнес-показателей искажает реальную картину.
Например, EBITDA не учитывает такие параметры, как оборачиваемость запасов или производственные инвестиции, хотя эти параметры оказывают существенное влияние на бизнес. Кроме того, он игнорирует тот факт, что налоговые ставки могут сильно различаться между странами.
Нередко бухгалтеры компаний применяют слишком широкий допуск при расчете этого показателя. Именно отсутствие единых стандартов расчета EBITDA не позволило включить этот показатель в западные стандарты бухгалтерского учета (GAAP).
Операционная прибыль — важнейший показатель успеха компании на рынке, но операционная прибыль рассчитывается как выручка, а EBITDA — как чистая прибыль. Более того, в то время как операционная прибыль основана исключительно на коммерческих расходах, EBITDA основана на всех внереализационных расходах.
При расчете этого коэффициента разные компании учитывают разные значения и вычитают разные параметры. Поэтому здесь возможны искажения основного результата. Иногда эти искажения могут достигать 20-30%, что не позволяет компании реально оценить справедливую стоимость.
Стоит отметить изменения в EBITDA:
EBIAT (прибыль до вычета процентов после налогообложения)
EBID (прибыль до вычета процентов и амортизации)
EBIDA (прибыль до вычета процентов, износа и амортизации)
EBITDAX (прибыль до вычета процентов, налогов, износа, истощения и амортизации)
EBITDAR (прибыль до вычета процентов, налогов, амортизации, амортизации и затрат на реструктуризацию/обратную аренду)
EBITDARM (прибыль до вычета процентов, налогов, износа, амортизации, арендной платы и платы за управление)
Все эти расчеты регулярно используются потенциальными покупателями и инвесторами для сравнения компаний. А опытные специалисты по слияниям и поглощениям используют EBITDA в качестве ключевого элемента при подготовке своих клиентов к выходу, наряду со многими другими инструментами и методами.

